вторник, 5 мая 2009 г.

как я работал волобуевым

Interpol - Turn on the Bright Lights (2002)

Для 00-х пост-панк примерно то же, что для 90-х брит-поп: изначально дохлый номер с возрождением жанра, усугубился тем, что и музыканты и слушатели приняли все слишком близко к сердцу. Вопрос ведь не в том, по силам ли, скажем, Blur передрать Kinks (как известно, вполне по силам), или Editors сыграть как Echo and the Bunnymen (местами так прямо не отличишь), а в том, зачем это вообще нужно. Как и почти всякое идиотское начинание исполненное с энтузиазмом, оба возрожденных жанра могут похвастаться безоговорочными шедеврами, альбомами, которые как бы извиняют общую нелепость затеи. В брит-попе таким альбомом, как известно, был "OK Computer", из-за сияния от него исходящего всем нам приходится терпеть группы, скажем, Coldplay и Muse. В пост-панке - пластинка "Turn on the Bright Lights" группы Interpol, с момента ее выхода прошло уже почти семь лет, и она по-прежнему едва ли не лучшая в десятилетии.

Сразу нужно отметить, что Interpol дебютировали безупречным альбомом про музыку: такие же бессовестные гулкие барабаны были у группы This Heat, такая же звенящая гитара - у Television (вплоть до того, что гитарная партия в "Obstacle 1" лично мне жутко напоминает главный рифф из песни "Marquee Moon"), общий напористый мрак - у The Chameleons. При желании, хорошенько покапавшись в каталогах лейбла Factory, "Turn on the Bright Lights" можно разложить как сумму заимствований до последней нотки.

Впрочем, еще в 2003 году, обозревая даже не сам альбом, а дебютный EP Interpol, рецензент ныне покойного интернет-издания "Stylus" негодовал: ну где вы тут нашли Joy Division? Ну какой еще Кертис? Согласимся со старшим товарищем - ничего общего. Если Joy Division это натурально песни с того света, тяжелое и довольно неуютное испытание для человека собравшегося просто послушать музыку, то Interpol это, в первую очередь, позерство, ломание комедии, "у меня семь лиц и я не знаю, какое из них надеть" как поет их вокалист Пол Бэнкс в "NYC". Interpol если на кого на самом деле и похожи, так это на The Strokes: те начали годом раньше, им критики также придумали гигантскую родословную, но играли так, будто до них не то, что группы Wire - вообще ничего не было. Из старой музыки обе группы выбросили весь смысл и оставили только, собственно, музыку: механическое чередование аккордов, элементарный бит, самовлюбленный вокал.

Герой "Turn on the Bright Lights" это такой юноша лет эдак восемнадцати, который изо всех сил изображает искушенного и утомленного байронического типа. Отсюда чудовищные тексты, простирающиеся от претенциозной пошлости до смехотворной глупости (интересующихся отсылаю к статье опять-таки в "Stylus", которая так и называется "10 худших строк на первом альбоме "Интерпола"), зацикленные не просто даже на сексе, а на каком-то особо отвратительном поп-фрейдистском жаргоне. Отсюда идиотский (ну, по меркам серьезных взрослых людей) внешний вид: костюмы, кроссовки, прически, надменные выражения лиц. В восемнадцать ведь действительно очень хочется ныть и быть озлобленным, но так, чтобы повод был извиняющим. "Turn on the Bright Lights" такими поводами набит под завязку. Тут и песни без начала и конца, и перманентная взвинченность, и из построка пришедшая смазанность фона, при этом - ну, не знаю кем надо быть, чтобы принять все это за чистую монету. Здесь есть места совсем по-честному гениальные: то как в уже упомянутой "Obstacle 1" по очереди вступают гитары, или на второй минуте "The New" начинается совершенно неземной красоты припев, или то, как заканчивается "Leif Erikson" - чего там, я отлично помню, что впервые услышав "Turn on the Bright Lights" смог остановиться только после седьмого повтора, и то лишь потому, что голова заболела.

Что же до метафоры героя альбома, то она запросто докручивается до логического конца: неловкий, но чрезвычайно симпатичный подросток "Интерпола" уже ко второму альбому вырос в скучного и заурядного молодого человека с хорошей работой, а к третьему стал совсем уж унылым жлобом. То, что группы пошедшие по стопам Interpol сразу начинали со второй стадии (а то и вовсе с третьей) только подчеркивает трагизм ситуации: как и в случае с брит-попом нам придется потерпеть кучу посредственных альбомов из любви к одному грандиозному.

4 комментария:

  1. о, мне нравятся метафоры в последнем абзаце. только вот никак я не соглашусь с тем что терн он зе брайт лайтс лучший в этой "трилогии". если рассматривать так как ты рассматривал, то возможно, но все равно антикс лезет вперед на пару шагов к победительной ленточке. ну вот в первом был обстакл, антайтлд, пидиэй, стэлла (стэлла!), сэй хэллоу ту энджелс - все отлично, но слушаются все равно как что-то стандартное, такой отличный середнячок. хотя и антикс как-то поблег вроде - я его переслушал. ну а последний альбом это конечно дичь (хехе). интересно что они предложат дальше.
    а вообще я как-то уже с крыши каменоломни на все это смотрю, меня как-то удивительно захватила поп-музыка, всякая всякая. я тут достал старый блоггер и начал 50 лучших альбомов нулевых придумывать. написал про номер 50. будет смешно (какой-то утопическо-юмористический будет список - это я просмотрел что у меня из музыки датируется нулевыми). сейчас соображу в своем ли я уме - и покажу, хехе.

    ОтветитьУдалить
  2. знаешь, я исключительно по своей криворукости не смог в текст всунуть, то, что эти вот "семь раз подряд" были вызваны еще и тем, что я там вообще ничего запомнить не мог. то есть реально ни одной мелодии (ну, на самом деле, "Leif Erikson" сразу запомнил, но это потому что она последняя), ни одного риффа, только вот общий душераздирающий звон в ушах и ощущение очень правильное, ощущение, что очень крутую штуку услышал. (в этом плане "антикс" реально на две головы круче: все песни на таких простых и красивых риффах сделаны, припевы, на песне "слоу хэндс" очень здорово ногой по полу стучать.) но, по-моему, серьезно что-то возразить против однообразности TOTBL невозможно - группа Godspeed You! Black Emperor тоже ведь все время одно и тоже фигачит, эффект все равно убийственный. то есть я про построк сказал, но как-то в проброс, а это тут, по-моему, почти самое важное - альбом тупо нельзя разбивать на песни, это такой довольно цельный кусок отчаяния (пусть и позерского), там за эти пятьдесят минут надрывной мути вполне взаправдышний катарсис полагается, которого на антикс я как-то совсем не вижу.

    ОтветитьУдалить
  3. а и еще: "удивительно захватила поп-музыка" - а мы тут чего обсуждаем? :) типа мы только поп-музыку и слушаем (ну, если ты стива райха втихомолку не крутишь)

    и давай уже показывай этот свой список, че за дела вообще "покажу-непокажу"

    ОтветитьУдалить
  4. http://mexicosaiddance.blogspot.com/
    даже не знаю какое предисловие-то написать)

    ОтветитьУдалить