воскресенье, 14 июня 2009 г.

не за что биться, нечем делиться, все об одном

комментарии в моем блоге как-то не очень пригодны для комментирования, поэтому я здесь про фильм "таксист" выскажусь, можно? я не читал никакой специализированной литературы по этому вопросу, т.е. знаю кто фильм снял и даже некоторых артистов различаю, но в целом у меня знания на уровне энциклопедии "я познаю мир" примерно, так что извините если что.

во-первых, я совершенно согласен с бытующей версией, что финальные сцены в больничной палате и потом с бэтси в такси - трэвисов бред. они очень здорово выламываются из повествования, и наоборот запросто кантуются с трэвисовыми монологами. то есть если фильм это такой неореализм, кровьпотислезы, то вот эти "награда нашла героя", "живет такой парень", они откровенно из душеспасительных книжек взяты (ну или точнее из телевизионного мыла, которое трэвису заменяет культурный багаж) и логичным образом подменяют собой реальность, как только трэвис выбывает из игры.

эта хрень - этот трэвисов культурный багаж - по-моему, вообще в фильме самое интересное. трэвис же реально абсолютно пустой внутри, у него ноль привязанностей, ноль предпочтений (как он в таксисты пошел, это ж смех один), он вообще никому не нужен и не интересен. собственно полтора часа фильма он только тем и занимается, что пытается как-то себя хоть к чему-нибудь приделать, и когда наконец приделывает, то - ну все в общем в курсе че там и как. и только на первый взгляд здесь нет мотивации, на самом деле трэвис все делает строго по порядку: работа (мимо), девушка (мимо), справедливость (ваще мимо, только негра зря убил), бытовой героизм (трэвису кажется, что в цель, но мы-то понимаем, что тоже, в общем, в молоко). и главное тут, откуда этот порядок пришел - ну из ящика очевидно же. сам трэвис не только не понимает зачем это все надо (отсюда некоторый комизм происходящего), но и не знает как это делается. т.е. он элементарно правилам коммуникации не обучен, что девушек в кино водят вроде бы в курсе, но на какое именно - тут уже голяк случается. там это здорово проявляется, когда он джоди фостер начинает описывать, что ее ждет дома: "наряжаться, ходить в школу". простите, у девочки хиппи-кейтель есть и джинсы клеш, а он ей какую-то радиопередачу для домохозяек по памяти пересказывает. ну и по мелочам: когда улыбаться не знает (там у де ниро постоянно такая полуухмылка на физиономии), маме с папой какой-то кинофильм в открытке пересказывает (кстати, они вообще существуют?), ну и финальные эпизоды, конечно - очень хорошо видно, что для самого трэвиса вопрос как жить дальше не стоит, он даже не понимает, что его в принципе эти люди обратно к себе уже не пустят (вы вдумайтесь только - он же местного барака обаму убить пытался, это типа гос.преступление, если я ничего не путаю), что ему пиздец по-любому.

к этому надо бы наверное добавить, что это типа капиталистическое общество во всем виновато, война во вьетнаме (хотя это вообще обманка какая-то, как по мне), разрыв связей (блять кто-нибудь эти дисциплины изучает? поправьте меня, пожалуйста), но, по-моему, это как не знаю считать, что "превращение" про то как кафка не мог поладить с отцом и боялся девушек. то есть - да, и об этом тоже, но "таксист" (и "превращение") сильно больше любой трактовки, он как и всякая большая штука в первую очередь кирпич, которым по голове бьют, а уже потом что-то кроме. ну и, в общем, в моем конкретном случае он бьет так, что искры из глаз летят.

2 комментария:

  1. оооо. я когда посмотрел, думал, что типа "бля, как приятно смотреть молодого скорсезе, когда у него новый фильм не выверенный на стопроцентов, не все так идеально", и все в таком духе. мне нравится мысль про финальный трэвисовски бред. т.е. это наеврное так и есть. нет, короче вот оказывается фильм гораздо более deep. ну то есть скорсезе молодец, но я никогда не хочу смотреть его фильмы - меня не тянет, но если случается так, что я смотрю - это всегда не отрываясь от экрана. я не о том.
    бля, я теперь больше его понимаю и все, что там происходило. хм хм.
    черт, ты так мыслишь!

    я вот, когда ты скинул ссылку на дискуссию в афише про фильм и попутно выехавший нацизм (фашизм? что там было) - там была такая фраза, что "нельзя романтизировать идею, можно романтизировать только человека". вот как-то так. теперь появился спортивный интерес - пересмотреть. к тому же там все очень красиво снято.

    ОтветитьУдалить
  2. о, вот насчет deep: если я ничего не путаю, сцену, где трэвис переговаривается с зеркалом ("ты это мне говоришь? мне? а как тебе это, сука?") придумал де ниро, в сценарии было просто "прихорашивается" или как-то так. ну и так как де ниро традиционно по полгода готовится к ролям (к "таксисту" он типа книжки по психологии читал) можно предположить, что всю эту психопатию скорсезе вовсе не имел в виду, а она просто случайно выплыла.

    ну и - да, дико красиво, конечно.

    ОтветитьУдалить